/* скрипты для слайдера */

Наставничество БТПИТ

Опыт наставничества в БТПИТ

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества

Положение о программе наставничества

Приказ № 154 от30.12.2021. О внедрении целевой модели наставничества

 

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИИ

(из опыта ГБПОУ ВО «БТПИТ»)

Страхова Наталья Александровна,

ГБПОУ ВО «БТПИТ»,

старший методист,

г. Борисоглебск Электронный адрес: natali.strakhova61@mail.ru

В настоящее время профориентация является ключевым трендом приемной кампании любой профессиональной образовательной организации. От ее успешности зависит не только выполнение контрольных цифр приема, но и качество контингента «на входе», что впоследствии определит конкурентоспособность и качество подготовки выпускников.

Систему профориентации в нашем техникуме мы строим на основе интерактивных, деятельностных форм работы.

На протяжении 4-х лет свою эффективность в профессиональной ориентации школьников показал инструмент наставничества.

Начиная со своего основания (2015 год) техникум формирует свой опыт наставничества в условиях сетевого взаимодействия. На первых этапах использования наставничества как механизма профессиональной ориентации мы шли, можно сказать, «на ощупь», разрабатывая свою нормативную базу, формы, модели наставничества.

Показать всю статью

С 2019 г. мы работаем в этом направлении в правовом поле на уровне Российской Федерации благодаря вступлению в силу 25 декабря 2019 г. распоряжения министерства просвещения РФ N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

В соответствии с этим нормативным актом, наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

На этапе профессионального выбора большую роль играет наставник, владеющий профессиональными умениями, компетенциями способный вызвать у школьника интерес к пробе в профессии и принятию решения.

В рамках профессионального самоопределения школьников наставничество направлено на решение следующих проблем:

— отсутствие у школьников осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

— падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки.

Мы используем следующие модели наставничества:

— «студент-потенциальный абитуриент»,

— «педагог техникума – потенциальный абитуриент»,

— «представитель работодателя — потенциальный абитуриент».

Здесь мы используем следующие формы наставничества – индивидуальное, групповое, ситуационое, дистанционное.

В процессе организации профессиональных проб для школьников применяем модель наставничества «студентпотенциальный абитуриент».

В качестве наставников подготовлено 15 студентовволонтеров, готовых передать школьникам эстафету овладения выбранной профессией.

В число наставников-студентов мы стараемся привлекать в основном участников, победителей и призеров чемпионатов WorldSkills, конкурсов профессионального мастерства студентов.

Выбор нами модели наставничества для школьника «студент – потенциальный абитуриент» обусловлен возрастным преимуществом.

И как показывает практика, доказывает свою эффективность. Студент и потенциальный абитуриент практически одного возраста и модель наставничества «равный — равному» позволяет снять психологический барьер. «Если это может сделать практически мой сверстник, значит, смогу и я».

После проведения профпроб студент сопровождает школьника и в неформальном личном общении, посредством социальных сетей (дистанционное наставничество). При поступлении в техникум сопровождение студентом – наставником продолжается и создает комфортные условия при адаптации первокурсника.

Модель «педагог техникума – потенциальный абитуриент» используется нами при организации профессиональных проб и обучения школьников Первой профессии.

Наставниками здесь являются руководители профпроб и программ профобучения школьников – наиболее подготовленные педагоги и мастера производственного обучения техникума, как правило, имеющие статус

экспертов с правом оценивания демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс и прошедшие обучение на семинаре по наставничеству.

После профпроб и профобучения наставники продолжают консультирование в дистанционном формате, для этого на сайте техникума https://abituriyent.btpit36.ru создан пул наставников-педагогов для абитуриентов по каждой специальности, где можно получить обратную связь как через сайт, так и через социальную сеть в контакте, получить советы, рекомендации от наставника в режиме он – лайн. Наставляемый может самостоятельно обратиться к наставнику, когда это требуется.

Модель «представитель работодателя — потенциальный абитуриент» свою эффективность продемонстрировала при организации обучения по первой профессии. В рамках программ профобучения для школьников к проведению практики привлекаются опытные сотрудники предприятий также прошедшие обучение через семинар «Психолого-педагогические и методические основы производственного обучения и воспитания студенческой молодежи». Представитель профессии, носитель положительной практики выступает отличным мотивирующим фактором в выборе профессии.

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, формулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Мы в техникуме уже сделали первый шаг по этому пути и проводим профориентацию, начиная с дошкольного возраста – пока не системно, а в экспериментальном режиме.

Студенты техникума специальности Дошкольное образование на производственной практике в качестве наставников проводят с детьми в детском саду серию профориентационных мероприятий по программе Навигатум: калейдоскоп Профессий, проводят игровые занятия по различным профессиям. Студенты стали активными участниками апробации комплексной инновационной образовательной модели «Детский сад –

Игропарк» «Профимир» на базе дошкольной образовательной организации – сетевого партнера.

Мастера производственного обучения техникума проводят Профессиографические встречи с детьми подготовительной группы детского сада. У детей появляется возможность познакомиться с настоящим профессиональным оборудованием, не только понаблюдать, но действовать с этим оборудованием.

Полученные впечатления служат сюжетом для новых ролевых игр детей в Сварщика, Программиста или обогащают содержание игр в профессии Повар, Кондитер, Парикмахер и др.

В рамках развития наставничества в профориентации с потенциальными абитуриентами перспективы для себя мы видим в разработке и внедрении новой для нас модели дистанционного наставничества «Благодарный выпускник – потенциальный абитуриент». Благодарный выпускник — это выпускник техникума, который ощущает эмоциональную связь с техникумом, чувствует принадлежность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.)

О примерах такого наставничества мы уже можем говорить. Так выпускница техникума 2020 г., победитель регионального конкурса профмастерства студентов «Шаг в профессию» и призер регионального этапа чемпионата WorldSkillsRussia 2019 уже в этом году была наставником для школьников – потенциальных абитуриентов, в дистанционном формате представляла мастер – классы по профессии воспитатель детей дошкольного возраста, проводила консультации для учеников школы.

Выпускник 2019 года – победитель регионального этапа конкурса «Студент года 2018» включился в дистанционное наставничество как «Благодарный выпускник» и дистанционно демонстрировал свои проекты по дополненной реальности школьникам, проявляющим интерес к программированию.

Кроме того, мы уходим от точки зрения о профориентации как неотъемлемой части развития детей и подростков исключительно в период обучения в школе и расширяем границы профориентации на студентов. На первый взгляд, это избыточно, ведь они свой выбор профессии уже сделали. Однако в современной системе среднего профессионального образования грамотно построенная профориентационная работа со студентами должна осуществляться не только при поступлении в техникум, но и необходима на протяжении всего периода профессионального образования, в том числе и на момент трудоустройства выпускников. Только тогда выпускники

образовательных организаций СПО будут выходить на высоко конкурентный рынок рабочей силы, имея сформированную систему профессиональных ценностей и четкую концепцию своего профессионального будущего.

Исходя из сказанного, мы в качестве лейтмотива профориентационной деятельности определили переход от системы профориентации потенциальных абитуриентов к системе непрерывной поддержки профессионального выбора на протяжении всего периода обучения.

С этой целью в рамках реализации Программы профессионального воспитания и социализации студентов БТПИТ на 2020 – 2024 годы в профессионально – ориентирующем проекте «Наставничество как механизм формирования квалифицированных кадров» («Наставник для каждого») c 2020 года в техникуме функционирует Бюро «Наставник для каждого», которое помогает создавать наставнические пары, находить своего наставника. Цель проекта — обеспечить к 30 июня 2024 г. вовлеченность в различные формы наставничества не менее 70 % студентов.

Таким образом, техникум видит в наставничестве потенциал, способный в условиях сетевого взаимодействия обеспечить эффективную профориентацию различных категорий обучающихся.